Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За невыполнение организациями обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не предусмотрена административная ответственность, в то же время такое бездействие является нарушением законодательства о противодействии коррупции
Принципы противодействия коррупции
Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что при осуществлении антикоррупционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств.
Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Необходима дальнейшая унификация и соблюдение законодательства с целью более эффективного применения правовых норм в указанной сфере, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных и предсказуемых процедур и мер.
Реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления связана напрямую с осуществлением следующих мер:
— обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики;
— введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых документов на коррупциогенность;
— совершенствование в действующем законодательстве механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными;
— разработка и принятие программы повышения правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации;
— поддержка средств массовой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропагандой, распространением идей законности и правопорядка в стране;
— постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом; — публичное противостояние мифу о непобедимости коррупции в стране.
Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений правоохранительные органы в своей деятельности стремятся к тому, чтобы все участники коррупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия.
Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер заключается в том, что вопросы борьбы с коррупцией затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация антикоррупционных программ в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем противодействия проявлениям коррупции. Круг субъектов борьбы с коррупцией достаточно широк, в силу чего их деятельность нуждается в координации. В борьбу с коррупцией наряду с государственными органами вовлечены институты гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), иные юридические и физические лица.
Противодействие различным видам коррупции должно осуществляться на планово — программной основе, в которой главный упор должен быть сделан на приоритет мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в обществе. В целях реализации данного принципа проводится активная информационно-разъяснительная работа со стороны органов власти и институтов гражданского общества.
В целях реализации принципа сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами:
— привлекаются институты гражданского общества для общественного контроля над деятельностью органов публичной власти;
— развивается двухстороннее и многостороннее международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией;
— создаются необходимые условия для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.
Документы МБУ ДО «ДШИ №1»
Специалист по вопросам коррупционных правонарушений: Кумылина Анастасия Михайловна
Телефон: 6-60-83
Эл. почта: dshi1_buguruslan@mail.ru